Мое отношение к обучению иностранного языка

Косякова Галина Ивановна  учитель  иностранного языка

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа  №3» г.Михайловска  Ставропольского края

Учитель  иностранного языка немецкий, английский

«Формирование  положительной  мотивации у учащихся в обучении иностранному языку»

г. Михайловск

2013 г.

                                                                           

Преподавание  есть искусство,

а не ремесло - в этом самый корень

учительского дела.

Перепробовать десять методов  и                        выбрать свой, пересмотреть

десять учебников и не держаться ни одного неукоснительно - вот единственно возможный путь живого преподавания.

Вечно изобретать, требовать,

 совершенствоваться - вот единственный курс                                                              учительской рабочей жизни»        

( И.А.Зазюна)

    В изменившихся условиях человек в своей повседневной, в том числе профессиональной,жизни все чаще «сталкивается» с иностранными языками. Более того, интеграционные  общественные процессы   меняют  не только  статус  иностранного языка в обществе, но  и выполнение  им в этом обществе  функции. Востребованность иностранного языка в обществе повышает его  статус как учебного предмета  в системе  подготовки школьников. Особенно возрос этот статус в связи с внедрением  информационных технологий во все сферы  деятельности  общества. Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а,  следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать его познавательную деятельность.

       Однако  в последнее время  учителей иностранного языка  беспокоит уровень снижения интереса к своему предмету, особенно у старшеклассников. Поэтому, формирование мотивации  обучения в школьном возрасте   без преувеличения можно  назвать  одной  из центральных проблем  современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность  обусловлена обновлением содержания образования, постановкой задач формирования  у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний.

   Почему многие школьники плохо учатся? Нет, наверное, ни одного педагога, который бы не задумывался над этим вопросом, не переживал, не пытался помочь таким ученикам. Как сформировать полноценную мотивацию – этот чудодейственный механизм учебного познания? Поиском ответов на этот вопрос занимались и занимаются многие педагоги и психологи.                        В.В.Бондаревский, например, для воспитания глубокого интереса к знаниям советует следующую систему мер:

           -подбор учителем ярких фактов ;

          -использование личных наблюдений учащихся, их воображения;                                                                                                                       - составление заданий творческого характера;

          - организация соревнований, конкурсов и т.д.

    М.И.Алексеева («Мотивы учения учащихся») предлагает такие пути:

         - сознание значимости знаний;

        - применение на уроках эвристических, проблемных методов обучения;

        - оценка как способ формирования положительных мотивов.

       Ильин В.С.  эти пути видит в содержании учебного материала, методах обучения, отношении учителя и ученика. Г.И.Щукина признает эффективными такие пути формирования познавательных интересов школьников: разнообразие самостоятельной работы учащихся, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.

        За годы работы в школе и мне стало ясно, что обучение языку необходимо строить так, чтобы раскрытие значимости предмета пронизывало, во-первых, сам процесс, во-вторых, являлось составной частью дополнительного образования. Но самое главное - обучение должно носить целенаправленный и мотивированный характер.

II  . Выбор методов для изучения причин  падения уровня мотивации в изучении иностранного языка школьниками

        

      Известно, что успех любой деятельности, в том числе и учебной, во многом зависит от желания, стремления, интереса к работе, потребности в деятельности, т.е. от наличия положительных мотивов.  Три года назад   я столкнулась с огромной проблемой – проблемой потери интереса к предмету, и как следствие снижение качества знаний. Недостаток  учебной мотивации  - одна из главных причин  низких результатов учебы.

   Учебная  мотивация  как утверждают психологи  обуславливается  возрастными особенностями и общими закономерностями  процесса развития  личности, состоянием учебно-воспитательного процесса. В различном школьном  возрасте   проблемы формирования мотивации различны.

 Мотивацией учебной деятельности в младшем  школьном возрасте является :

  • Чувство долга;
  • Престижная мотивация ( желание получить хорошую оценку);
  • Мотив избегания наказания ;
  • Интерес к предмету  ( уменьшается в 5 раз );
  • Мотивация не устойчивая.

 Для учащихся средних классов особенностью мотивации является:

  • Возникновение стойких интересов к определенному предмету;
  • Мотив избегания неудач;
  • Желание иметь высокую оценку ( даже если она не подкрепляется  знаниями, как  подтверждение  высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения);
  • Познавательный интерес  только у высокомотивированных ;
  • Мотив достижений в учебе не развивается.

Основными методами мотивации для данного возраста : эмоциональное поощрение, создание  ярких примеров и т.д.

    Особенно падает уровень мотивации  к изучению иностранного языка у старшеклассников.

С психологической точки зрения это объяснимо, т.к. у школьников старших классов  складывается  новая мотивационная структура учения, ведущее место в которой занимают  мотивы, связанные  :

  • с профессиональным самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, выбор предмета с позиции  будущего,
  • значимость оценки как  мотиватора снижается, оценка выступает не мотиватором, а критерием  качества знаний ;
  • внутренняя собственная мотивация.

Это проявляется в избирательном отношении  учащихся к школьным предметам.   Чтобы определить доминирующие причины неуспеваемости школьников по иностранному языку, я обратилась к статистическому методу единственного выбора, разработанному Ю.К.Бабанским. Для этого я предложила своим ученикам анкету. В ответах учащиеся сообщали о затруднениях, которые они испытывают в процессе обучения языку, а также о причинах, вызывающих эти затруднения. Анализ полученных данных позволил мне сделать вывод о разнообразии, комплексности причин неуспеваемости и указал на эволюцию отдельных причин. (Приложение  1)

        Полученные данные свидетельствовали о том, что в старших классах превалирует такие причины:  отрицательное отношение к учебе, и как следствие – пробелы в знаниях за предыдущие годы. Все это позволило мне сделать вывод, что без стимулирования устойчивых мотивов учения невозможно обеспечить активную учебно- познавательную деятельность учеников, решить задачи их образования, воспитания и развития.

   Начиная работу по формированию положительной мотивации учения, необходимо знать ее уровень и характер. Отношение учащихся к иностранному языку стало предметом многих исследований ученых и методистов (М.А.Кудашовой,  Г.В.Роговой, Н.Е.Кузовлевой). Оно складывается, по мнению Н.Е.Кузовлевой, из двух компонентов: интереса к нему и осознания его значимости.

  Чтобы выявить уровень интереса к изучению иностранного языка и степень его значимости для учащихся, были опрошены 160 учащихся 5-11 классов нашей школы. Схематичный обзор динамики уровня интереса к иностранному языку и осознание значимости этого предметам показал, что положение в классах тревожное (Приложение 2).  Критическая точка падения уровня значимости иностранного языка для учащихся совпадает с тем моментом в их жизни, когда на первый план выдвигаются мотивы личного характера. Передо мной встала проблема – какие резервы необходимо использовать, чтобы удалось не только поднять мотивационный уровень, но и управлять этим процессом на всех этапах обучения, какие механизмы нужно привести в действие, чтобы «заработала» мотивация.

   Изучая  проблему мотивации в изучении иностранного языка школьниками  лв работах Кузовлевой Н.Е., Кузовлева В.П., Роговой Г.В., Божович Л.И., Пассова Е.И.,  я пришла к выводу  о возможности управления процессом мотивации, определив:

во-первых, вид мотивации в каждом конкретном случае,

во-вторых, основные функции данного вида мотивации и учитывать при этом индивидуальные качества ученика.

    По результатам опроса и  с учетом рекомендаций  изученной литературы, мною была составлена таблица, из которой видно, что существует внешняя мотивация и несколько видов внутренней мотивации (Приложение 3)

  Внешняя мотивация, как правило, нацеливает учащихся на достижение конечного результата учения.  В условиях снижения  внешней социальной мотивации  , особенно возрастает  значение  внутренней мотивации школьников   на уроке в целом и  на уроке говорения в частности. Воздействие внешней мотивации на процесс обучения  иностранному  языку может быть достаточно сильным.Если внешняя мотивация выполняет в этом процессе роль «стратега», то внутренняя мотивация играет «тактическую» роль, т.к. она поддерживается самим процессом овладения иностранным языком. Все это активизировало мой поиск приемов и средств мотивации учения. Большие возможности  для создания на уроке внутренней мотивации  иноязычного говорения   обладают естественные речевые ситуации. Мною  накоплен  опыт их создания и использования  на уроках иностранного языка  с помощью средств наглядности, различных форм работы с учебными текстами, ролевых игр и.т.п. В старшем школьном возрасте   происходит  изменение  познавательной  деятельности учащихся,  отличительной чертой  которой становится  активность с. Самостоятельность, проявляется стремление утвердит свое «я»  в системе  общения, наблюдается  рост  самосознания, повышения ответственности  за себя в общем  деле и в своей работе, развитие  способностей  к самоанализу.

III. Использование  методов, средств и приемов  стимулирования  и мотивации учения.

Психолого-педагогической наукой определено, что стимулирующее влияние на деятельность школьника оказывают в принципе все методы обучения: и рассказ, и лекция, и проблемные рассуждения, и применение наглядности, и практические упражнения. Но кроме того, в практике обучения выработались и некоторые специальные методы стимулирования интереса к учению, которые содействуют процессу усвоения знаний и умений, но выполняют прежде всего стимулирующую функцию. К таким методам стимулирования интереса к иностранному языку относится :

  • метод познавательных игр,
  • метод учебных дискуссий,
  • создание ситуаций апперцепции,
  • ситуаций познавательной новизны.

. К методам развития мотивов долга и ответственности можно отнести:

  • методы убеждения учащихся в общественной и личной значимости изучения иностранного языка,
  • методы предъявления требования, от соблюдения которых зависит успешность учения,
  • методы упражнения и приучения к выполнению требований, метод положительного примера,
  •  метод создания благоприятного общения,
  • метод поощрения или порицания и др.

        Итак, изучив положение дел в классах, а также использовав данные опросов учеников и их родителей, я пришла к выводу, что предъявление информации о значимости иностранного языка и поддержание у учащихся устойчивого интереса к предмету может осуществляться по нескольким каналам:

  1. В работе на уроке
  2. В работе дома
  3. В организации работы с учащимися по дополнительному образования.

«Технология обучения, - писала  Г.В. Рогова – это наука техники обучения, это знание того, как обучать». Она включает в технологию следующие умения: рационально использовать время, адекватно выбирать приемы, правильно выполнять упражнения, целесообразно объяснять осваиваемые действия, использовать технические средства обучения, раздаточный материал, картины, пользоваться парной, групповой и хоровой формами работы. все это позволяет учителю повышать уровень мотивации к обучению на уроке.

Атмосфера общения является ведущей чертой современного урока иностранного языка. Создание этой атмосферы не очередная мода, а требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения. Очень важен речевой контакт, учитель и ученики должны стать речевыми партнерами, идущими к одной цели.  Более того, современный урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Глубокий смысл этих слов раскрывается на уроках иностранного языка. Стоит только учителю отбросить менторский тон, встать с учениками рядом,- как тотчас же собеседники откликнутся, улавливая искреннее расположение, искреннюю заинтересованность в беседе, и становятся речевыми партнерами.

Короче говоря, атмосфера общения нужна для того, чтобы создать условия, адекватные, подобные реальным. Добрые взаимоотношения – единственный канал, по которому от учителя к ученику переходят добрые мысли и добрые чувства. На фоне добросовестной работы учащихся на языке дружелюбия товарищества, самостоятельной и творческой работы учеников достигаются воспитательные цели, повышается мотивация.  Я использую при этом следующие формы и методы самостоятельной работы учащихся на уроках немецкого  языка (и вне урока).

Для учащихся 5-6 классов:

  • работа по индивидуальной карточке;
  • написать рассказ на тему «Прилагательные – антонимы»;
  • прочитать рассказ и ответить “Stimmt  oder  nicht stimmt ”;
  • оформить и подписать поздравительную открытку;
  • написать приглашение.

Для учащихся 7-11 классов:

  • высказать свою точку зрения, используя выражения  meiner Meinung nach? Ich meine. Ich bin sicher. Ich bin einverstanden. выразить согласие или несогласие, используя выражения Ich bin dagegen. Ich bin  nicht einverstanden/
  • Повышению мотивации и формированию разносторонней личности ученика способствуют уроки немецкого  языка по темам: «Проблемы молодежи», «Я и окружающий меня мир», «Защита окружающей среды», по страноведению.

Для повышения интереса учеников к изучению немецкого языка я использую различные методы и формы активизации творческой деятельности учащихся – это выполнение учениками творческих работ, которые я предлагаю им на завершающем этапе изучения темы или раздела.

Например, изучая тему «Россия – моя Родина», ученики готовят сообщение по наиболее интересным на их взгляд темам («Краеведение», «История родного края», «Путешествие по Ставропольскому краю» и другие), используя дополнительную литературу, фотоматериалы, делают наглядные пособия.

Учащиеся 5-х классов при закреплении новой лексики готовят рисунки – загадки.

Для учащихся 6-7 классов я предлагаю написать мини-сочинения с рисунками на темы «Моя семья», «Мой дом», «Моя квартира», «Школа моей мечты», «В каком бы городе я хотел бы жить».

Мотивация школьника во многом зависит от того как оценивают

его деятельность. Поэтому, оценивая творческие задания  учащихся приоритет я  отдаю оригинальности, аккуратности и качеству работы. Даже при наличии 1-2 грамматических ошибок ставлю оценку «отлично». Контроль и учет знаний учащихся проводится систематически, а после прохождения темы или раздела проводится контрольная работа или тестирование. В конце каждой четверти учащиеся пишут три контрольные работы: по грамматике, аудированию, по чтению или говорению.

Подбор домашнего задания происходит по разноуровневому принципу при наличии обязательной и необязательной части репродуктивной и творческой.

Например, при прохождении темы «Артикли» задание: «Вставьте артикли и подберите соответствующие предложения». Сильным учащимся предлагается творчески подойти к этому заданию и составить свое предложение.

He knocked at … the door and … voice answered.

  1. Человек постучал в ту самую дверь, к которой шел, но ответил ему какой-то незнакомый голос.
  2. Он постучал в какую-то дверь, и незнакомый голос ему ответил.
  3. Он постучал в какую-то дверь, и чей-то голос ответил.
  4. Он постучал в нужную ему дверь, и голос ответил ему желанный.

Использую разные формы проверки выполнения домашнего задания:

  1. Индивидуальная:
  • Работа с текстовыми заданиями на учебном месте;
  • Словарные диктанты;
  • Развернутый ответ учащегося у доски (по заданному вопросу или заранее подготовленному сообщению)
  1. Парная:
  • Взаимная самопроверка знаний, лексики с выставлением оценок;
  1. Групповая:
  • Обсуждение вопроса или проблемы – это способствует раскрепощению тех, кто не очень свободно отвечает у доски;
  • Игра-соревнование «Кто знает лучше?»;
  1. Фронтальная:
  • Тесты, контрольные работы.

Домашние задания проверяю на каждом уроке. Пользуюсь своим индивидуальным журналом, с помощью которого веду учет знаний и навыков до выведения оценок в классном журнале.

Оценки выставляю в процентах и баллах, методы конверсии следующие:  50 – 70% - 3 балла

71 – 85% - 4 балла

86 – 90% - 5- балла

91 – 95% - 5 балла

96 – 100% - 5+ балла

Для работы с явно одаренными детьми использую индивидуальный подход и применяю учебные пособия повышенной сложности “Fountain” intermediate Mark Foley, London, 1995; “Blueprint” two; “Blueprint” Longman, 1996 intermediate Part Mugglestone; “Essential Grammar in use” Helen Naylor, Cambridge University Press 1997; «Английский язык для школьников и поступающих в вузы», Цветкова И.В., Москва, 1996; «Тесты по грамматике английского языка», Т.Г. Николенко, Москва, 1997; журналы «Иностранные языки в школе», «Методическая мозаика».

С целью подготовки учащихся к экзаменам провожу консультации, факультативы.

Элементы педагогической технологии.

  1. Приемы «свертывания» информации.

  1. Составление блок-схем по грамматике английского языка.
  2. Составление тестовых разноуровневых заданий.

В наше время очень остро стоит проблема здоровья детей. Поэтому я использую здоровьесберегающие технологии на своих уроках. Урок обычно начинаю с дыхательной гимнастики. Дети успокаиваются после перемены, настраиваются на рабочий лад, повышается их работоспособность.  

    Для повышения уровня  мотивации  к изучению иностранного языка я использую различные средства обучения. Одним из проверенных средств является игра. Играя, ребенок приобретает новые знания, совершенствует умения и навыки. А главное – игры всегда вызывают живой интерес, активность у всех школьников. Она отвечает возрастным особенностям детей и в значительной мере способствует формированию полноценной мотивации учения. Игры возможно применять на всех ступенях обучения иностранному языку. Каждая игра помогает решать определенные дидактические задачи: дать конкретные знания, сформировать конкретные умения, развивать функции мозга, воспитывать черты личности. Для младших школьников применяю ребусы, пасьянс, игры типа «Поле чудес, «Исправь меня», «Угадай-ка» и т.п.. Например, развивая у малышей умение задавать и отвечать на вопросы провожу игру в «магазин», когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен отгадать его. В старших классах провожу имитационные, ролевые игры, викторины, брейн-ринги и др.

        Другим средством мотивации использую школьный учебник. В отличии от других средств обучения он содержит систему знаний по определенной теме, определяет объем,глубину и логику раскрытия материала. В иерархии средств обучения учебник- основное средство, предназначенное для сообщения, осмысления и закрепления материала. Из множества появившихся в последние годы УМК по английскому языку, УМК под редакцией В.П.Кузовлева является, на мой взгляд, наиболее удачным. Он отвечает требованиям времени и помогает мне решать вопросы мотивации, развития и поддержания интереса к предмету. Очень важно и то, что он предполагает использование на уроках учебного краеведения, которое несет в себе большой воспитательный заряд, обладает огромной мотивационной силой. Тесная связь обучения с окружающей жизнью, с реально происходящими событиями придает общению коммуникативно- мотивационный характер. Ребята охотно и заинтересованно говорят на английском языке о том, что им близко и понятно, о событиях, о которых хорошо осведомлены, свидетелями или участниками которых сами являются.

        Так, например на уроках английского языка в 11м классе при прохождении темы «Медицинское обслуживание» учащимся предлагаю охарактеризовать положение здравоохранения на примере местной районной больницы, связать это со своим опытом или опытом близких и знакомых. Обсуждается проблема целесообразности платной медицины, рабочие группы выносят на обсуждение свои предложения по реформе здравоохранения. В 9м классе при прохождении темы «Реклама» учащиеся составляют рекламу местных предприятий. Учащиеся охотно собирают данные, готовят рекламные буклеты, представляющие мое отношение к обучению иностранного языка деятельность и продукцию заводов и фирм села (пекарни, фирма «Курень», завод АСО и др). Объявляется конкурс на лучший рекламный проспект. Такие занятия требуют длительной подготовки и активного участия всех учащихся. Причем распределение заданий с целью самостоятельной проработки дома строится в соответствии с выявленными профессиональными склонностями и интересами ребят. Учет этого повышает интерес к изучению языка, способствует более прочному усвоению учебного материала.

        Но постоянное использование одного лишь учебника. Одних и тех же типов упражнений, так или иначе, связанных с учебником, ослабляет положительные эмоции. В результате однообразно поступающей информации и однотипных упражнений ученики из активных участников процесса становятся пассивными созерцателями. И здесь мне помогают аудио- визуальные средства обучения. Они не только помогают организовать поле восприятия, но и представляют ученику свободу для собственной интерпретации ситуации в зависимости от его общего уровня и степени овладения языком. Созданные при их помощи учебные ситуации делают учебную деятельность увлекательной и способствуют поддержанию высокого мотивационного уровня.

        Работая над темой «Телевидение», «Кино», «Досуг молодежи», в 8,10 и 11х классах, ученики с удовольствием смотрят видеофильмы, озвучивают их, оценивают работу актеров, операторов, режиссеров, художников, выступают в роли режиссеров дубляжа, дублерами. Благодаря озвученному фильму, язык в сознании учащихся из абстракции превращается в живое средство общения. Поскольку учащиеся при работе над фильмом чувствуют реальную необходимость и возможность применения приобретенных знаний, это дает им удовлетворение, а следовательно, и повышает интерес к изучению иностранного языка.

        Несколько лет тому назад я активно стала использовать еще одно средство мотивации изучения иностранного языка. Это- проектная деятельность учащихся. УМК под редакцией В.П. Кузовлева открывает широкие возможности для этого. Уже первые попытки внедрить этот метод в практику обучения дали ощутимые результаты. Они показали, что такая учебная деятельность способствует развитию коммуникативных способностей у школьников, обогащает знания по предмету, помогает раскрыть и проявить творческие способности ребенка, «улетучивается» боязнь говорить на английском языке, ученик из объекта обучения превращается в субъект учебной деятельности. Так работу над темой «Healthy  Living  Guide», в 9м классе мы завершили проектом : «Traditinal  Family  Dish». Большинство учащихся предпочли работать индивидуально. Ребята не только подобрали рецепты, но и приготовили блюда и представили их классу. Каждый старался убедить «экспертов» ( в этой роли выступали учителя школы), что их блюда легки в приготовлении, полезны для здоровья, доступны по цене. Очень удачно прошла работа над проектом «The   Best  Film» по теме «Cinema» в 11 классе. Школьниками была проделана огромная подготовительная работа. Две группы учащихся представляли два видеофильма разных художественных жанров, доказывали, что их фильм лучший, приводили аргументы, подкрепляли их показом кадров из фильмов. Конечно, подготовке и защите проектов предшествует кропотливая работа по закреплению и активизации языкового материала. Но она оправдывается тем, что позволяет создать условия для развития личности школьника, активно включать всех учащихся в учебную деятельность, создавать атмосферу праздника, свободного общения, ч то в конечном итоге стимулирует интерес учащихся к изучению английского языка.

        По данным опроса старшеклассников и их родителей выявилась группа учащихся с уже сформированными профнамерениями А ведь профнамерение может выступать в качестве мотива обучения, т.к. в основе его лежит потребность в приобретении как можно большего количества знаний по данной профессии. Для удовлетворения потребностей учащихся я решила вести факультативный курс «Бизнес-клуб». Его посещают старшеклассники, выразившие желание получить дальнейшее образование экономической направленности. Потребность учеников в экономических знаниях и анализ экономических понятий на иностранном языке стимулирует личную активность в процессе обучения, является мотивационным фактором обучения языку. Содержание курса отражает тематику и сферы общения, необходимые для формирования профессионально- направленных речевых умений. Источником материалов служат образцы резюме, различного рода объявлений о найме на работу, статьи из газет и журналов, диаграммы, статистические данные и т.п. При проведении деловых игр использую аудио и видеоматериалы, представляющие собой модель разговорного английского языка и его американского варианта. Успешно использую такие пособия, которые способны наполнить содержание профильного курса, как «Бизнес-курс английского языка», (Богатский И.С.,Киев, Логос, 2001). «Мост к деловому английскому» (Напалкова Е.В., М., Грамотей, 2000), «Англо-русский коммерческий словарь-справочник» (Анохина И.Г., М., Моби, 1992). В качестве первоочередной выдвигалась задача расширения у учащихся словарного багажа экономической тематики. Большое внимание уделяю на уроках работе  с терминологией, названию основных деловых документов, сокращениям в телексах и факсах, использую такие формы работы как деловые игры, экономические кроссворды, загадки. На каждом занятии ученики по очереди готовят короткие комментарии о новостях региональной экономики, используя информацию из местной прессы. Создаем группы «экспертов-аналитиков», составляем график «выхода в эфир», которому предшествует неделя «горячей линии». Эксперты и члены аналитической группы собирают в течение этой недели заявки «бизнесменов» с вопросами о состоянии финансовой системы края и страны, о спросе на тот или иной товар на рынках и в магазинах села, о динамике роста цен и т.д. Сменные группы по 2-3 человека собирают данные, обрабатывают их и знакомят слушателей курса с итогами экономической недели. Такие формы работы развивают самостоятельный поиск учащихся, способствуют у них развитию учебно- информационных умений. При этом язык выступает как средство выявления индивидуальности удовлетворения интересов и профессиональных склонностей. На мой взгляд, такие формы работы помогают вести обучаемых не только к успешному овладению программным материалом, но и научить пользоваться английским языком для пополнения своих знаний по другим предметам. Таким образом, создается предпосылка для осознания учащимися глубокого овладения иностранным языком, что является важным стимулом повышения интереса к предмету.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

        Для оценки эффективности работы по проблеме я воспользовалась методом педагогического наблюдения. Прежде всего меня интересовали изменения в отношениях моих учеников к иностранному языку и развитие ЗУН в процессе их обучения. С накоплением достаточной текущей информации составлялась индивидуальная характеристика школьника. Сведенная на общей карте информация позволила быстро выделить картину развития определенных качестве учеников класса в целом. Выделив компоненты, имевшие самые низкие оценки, я смогла установить наиболее слабые места и сильные стороны. Однако такой метод дает малую информацию для выводов о мотивах действий и поступков школьников. Вот почему я обратилась к методу анкетирования. С помощью психологов подбирались вопросы наиболее характеризующие отношение учащихся к предмету. Постарались исключить подсказки в формулировках вопросов и их двойственное трактование. По результатам опроса осуществлялся мониторинг, указавший на неуклонный рост интереса учащихся к изучению языка.

        Очень ценным средством изучения эффективности работы, я считаю, метод рейтинга и самооценки. По результатам каждой четверти в рейтинг успеха заносится средний балл успеваемости каждого класса. Такой метод позволяет не только выявить динамику успеваемости, но и является сильнейшим фактором развития мотивов долга и личной значимости каждого в процессе учебной деятельности.

        По прохождении каждой темы ученики оценивают свои ЗУН по предмету, заполняя таблицу «Self- Assesment», предлагаемую в учебнике. Обрабатывая, возможность составить выборочную программу с учетом каждого ученика. Для контроля за знаниями учащихся практикую также метод диагностических и контрольных работ.

        Анализ полученных данных свидетельствуют о росте уровня мотивации изучения английского языка моими воспитанниками (см.табл.4). Об этом говорят и призовые места на районных олимпиадах по английскому языку, рост успеваемости по предмету и возросшее число желающих сдавать экзамены по предмету.

                                                                Таблица № 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Классы

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (%)

Отрицательное влияние семьи

Слабое здоровье

Низкий уровень навыков учебного труда

Отрицательное отношение к английскому языку

Низкий уровень учебной дисциплины

Слабое развитие

Большие пробелы в знаниях

5-9

15

19

12

10

9

27

9

10-11

6

10

9

31

7

10

27

                                                                Таблица 2

Занимаемое

Место

К Л А С С Ы

5

6

7

8

9

10

11

1

.

2

.

.

3

.

.

4

.

5

6

.  .

.

7

.

.  .

.

8

.

. _ _ _ _ _ _ _ _ _   уровень интереса учащихся к языку

.______________  уровень осознания значимости иностранного языка

                        школьниками

                                                                Таблица 3

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА УЧАЩИХСЯ

Виды мотивации изучения иностранного языка

Общепринятые мотивы, составляющие тот или иной вид мотивации

Мотивы по данным анкетирования учащихся

Внешняя

1.Широкая социальная мотивация

1.Каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык

2.Изучаю, потому что этот предмет есть в школьной программе

3.Нравится учительница

1.Без знания английского языка нельзя прочитать ни одной вывески, этикетки и т.п.

2.Хочу смотреть видик на английском языке

3.Интересные игры на компьютере в основном на английском языке

2.Мотивация, связанная с перспективным развитием личности

4.Иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни

4.Иностранный язык будет нужен в ВУЗе

5.Английский язык пригодиться мне в будущей профессии

3.Коммуникативная мотивация

5.Интересно общаться, высказывать свое мнение, обсуждать к-л события

6.На занятиях английского языка интересно

7.Английский язык служит средством удовлетворения моих внеурочных интересов

6.Хочу научиться писать письма на английском языке, потому что мой друг живет в Канаде

7.Хочу научиться свободно говорить по- английски, ездить по миру, знакомиться с людьми

Внутренняя

4.Мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью (операционно- инструментальная мотивация)

8.Нравится ощущать успех в учении

9.Нравится открывать новое в грамматике, сравнивать русский, украинский с английским

8.Нравится играть

9.Нравится готовить проекты

10.Люблю читать страноведческие тексты.

11.Люблю смотреть видеофильмы на английском языке и обсуждать их.

                                                        Таблица 4

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ШКОЛЬНИКАМИ

К Л А С С Ы

10е

2011-2012учебный год

                90%      

80%

               

              52%

  30%

               

              60%

 35%

             

               65%

  40%

             

К Л А С С Ы

10е

11е

2012-2013 учебный год

                    65%

  32%

                   

                    67%

     52%

                   

               80%

                   

  60%

                 

    65%

                       

Косякова Галина Ивановна  учитель  иностранного языка

МКОУ СОШ №3 г.Михайловска  Ставропольского края

Учитель  иностранного языка

Разработка урока английского языка

Module 2     Lesson 2a  “Bookworms”   Form 7 Spotlight

  1. Начало урока. Оргмомент. Беседа об увлечениях обучающихся в свободное время. (2-3 мин)

                     T: Good morning, dear friends.

P:  Good morning, N. D.

T: Take your sits, please. I’m glad to see you today. How are you? What is the weather like today?  What do you like to do in your free time in such weather?

                  It’s very good that you like reading books because today we’ll speak about books, the famous authors and their characters.  Today we’ll learn to describe literature heroes and authors.  

Цели: Сегодня мы будем учиться описывать литературных героев или писателей.                

(Слайд  1)

  1. Речевая зарядка: Warm up. (3 min)    T: The famous writer  Jonathan Swift said that books are the children of the mind. And Leo Tolstoy wrote that a good book is as a conversation with the clever person. What do you think why people read books? Answer my question and make a spidergramm.

        T:  Well done.

  1. Фонзарядка.  (3 мин)    (Слайд 3)

T: You like to read books of different genres. Before you answer my question about your favourit genre, we’ll learn them. Look at the screen and repeat after me all together.   Well done.

  1. Викторина. (3 min)    (Слайды 3, 4 )    Ex. 1 p. 16 SB

                          гиперссылка на слове genre

T: What genres of books do you like to read? Let’s do the quiz about the genres!

    Let’s check your answers and count your right answers. Who has only 2 right answers- is a pity, 3-4 answers –is not bad, 5 answers-is very good, 6 answers-is excellent.  Thank you. You know the literary genres very well.

  1. Аудирование. (4 мин)  (Слайды 5-11)

T: And now, listen to the text, make notes and answer my question «What famous authors and characters is it about?»  (2.32 min)

  1. Чтение с целью извлечения  необходимой информации.  (5 мин)

T: Let’s read the text  about these famous authors and characters, find and write down the main information of them! You can work in pairs. You have 5 min of time. Open your books at p. 16 and do  Ex. 2 p. 16 SB

  1. T:  Answer the questions to the texts. (4 min)  Let’s check your answers. Проверка ответов с помощью гиперссылки.          (Слайд 12)            Ex. 3 p. 16 SB
  2. T: Look at the screen, read the adjectives, explain their meaning and find synonyms to them in the text. Then describe one of the charecters.      (Слайд 13)
  3. Физкультминутка. (2 мин) I think you are tired. Let’s relax and do some exercises.

Look left, right

Look up, look down

Look around

Look at your nose

Look at that rose

Close your eyes

Open, wink and smile

Your eyes are happy again.

  1. Монологическая речь с опорой на текст.  (3 мин)

T: And now it will be a surprise for you. We have a guest but we don’t know him. Let’s listen to his story and guess who he is.

  1. Развитие навыков продуктивного письма. (5 мин)

T:  I have received a letter from a publisher. He asked us to make the advertisement which will help him to sell the books of foreign writers. Make your own advertisement and present them to us. Work in groups. You have only 5 minutes of time.

Your works are bright, informative and interesting. Our producer will be pleased with them.

  1. T:  Look at the screen. This is your home task for the next lesson. Ex. 9 p. 17 SB (to write an article to your school newspaper) There is a plan of the article.  (1 min)   (Слайд 14)
  2. Рефлексия (2 мин).

T:  So, our lesson comes to its end. What famous authors and their characters do you get to know?

     Who do you want to present next lesson? Good luck! See you next lesson


Источник: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2014/03/02/opyt-raboty-po-probleme-formirovanie-polozhitelnoy

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Методика обучения иностранным языкам: Лекция 8 Подходы и принципы Женщины в масках из латекса

Мое отношение к обучению иностранного языка Воспитательный потенциал урока иностранного языка - Мои статьи
Мое отношение к обучению иностранного языка Учебно-методический материал по теме: Опыт работы по проблеме
Мое отношение к обучению иностранного языка Подходы к обучению иностранным языкам - Иностранный язык
Мое отношение к обучению иностранного языка Лекция 2. Подходы к обучению иностранным языкам сегодня
Мое отношение к обучению иностранного языка Мой путь в изучении иностранных языков Материалы
Мое отношение к обучению иностранного языка Роль мотивации в обучении иностранному языку
Мое отношение к обучению иностранного языка Значение изучения иностранного языка
Мое отношение к обучению иностранного языка 20 суток температура, может быть на зубы? Форум
Мое отношение к обучению иностранного языка Анастасия Цветаева без нижнего белья - смотреть
Думай и богатей читать Курсы по ремонту одежды в Минске Легкий дизайн ногтей для начинающих гель-лаком и не только МОДНЫЕ СТРИЖКРИЧЕСКИ 2017, виды, фото Маски для волос из желтка: 10 лучших домашних рецептов Мода на лето 2017 года для женщин: на фото новинки и Новогодние маски животных для детей - скачай и вырежи. Как сделать Оливковое масло для кожи лица: применение оливкового масла Платье в стиле бохо

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ