Закрыть ... [X]

Опыт зуб ум время что это такое

компонент познават. деятельности, посредством к-рого обеспечивается непосредств. связь системы знания с познаваемым объектом. По своей психологич. форме О. выступает как непосредственное знание предметов и зависимостей, чувственно "данных" познающему субъекту. Логич. структура О. основывается на единстве непосредственного и опосредованного знания; то, что психологически выступает для отд. индивида как констатация непосредственно данного, логически такое и исторически является воплощением активной предметной деятельности обществ. субъекта.

В истории философии О. понимался по-разному. Для философов-материалистов О. – это отражение предметов, существующих независимо от сознания человека; для идеалистов-эмпириков действительность тождественна субъективному О. "...Толкование понятия опыт разделяло классических материалистов и идеалистов" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 136). В антич. и ср.-век. европ. философии проблема О. вставала в связи с решением общего вопроса о взаимоотношении и сравнит. ценности разума и чувственности в познании, а границы того и другого определялись не всегда достаточно четко (так, в философии Платона врожденные идеи, невыводимые из чувственного О., считались тем не менее непосредственно воспринятыми душой тогда, когда она еще не соединилась с телом). Эмпирич. философия 17–18 вв. утвердила тезис, что все знание происходит из О. Для нее выделение О. как констатации данного, в отличие от деятельности размышления, приобретает принципиальный характер: если все знание происходит из О., то получаемые в О. "идеи" есть те исходные элементы, результатом комбинации к-рых является система знания в целом. Попытки понять О. как чистую "данность" и отождествить содержательность знания с фиксацией этой "данности", начатые материалистом Локком, доводятся до логич. конца в философии идеалиста Юма, к-рый, подобно Локку, начинает с сенсуализма и эмпиризма, но в конечном счете приходит к выводу, что ничто нельзя осознать путем О. и наблюдения. Так метафизич. эмпиризм, делая все логич. выводы из своих посылок, приходит к самоотрицанию. Попытку возрождения субъективно-идеалистич.. эмпиризма Беркли и Юма в 20 в. предпринял махизм в концепции "чистого О.", подвергнутой критике Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм". В частности, Ленин раскрыл эклектичность употребления понятия О. махистами и показал, что в таком употреблении О. "...прикрывает и материалистическую" и идеалистическую линию в философии, освящая их спутыванье" (там же, с. 135).

В 20 в. возникают и такие направления субъективно-идеалистич. эмпиризма, к-рые пытаются преодолеть психологизм и разграничить логич. и психологич. элементы О. Дж. Мур и Рассел, используя аппарат математич. логики, формулируют т.н. концепцию "чувственных данных" (sense-data), понимая под последними не элементы О. как психологич. процесса, осуществляющегося в индивиде, а те внешние для познающего индивида содержания, к-рые он воспринимает и к-рые якобы не являются ни физическими, ни психическими по своей природе. При этом акцент делается уже не на анализе "чистого О.", а на логич. конструировании системы мира и знания из неких мнимых чувственно логизированных сущностей – "чувственных данных". Логич. позитивизм пытается продолжить феноменалистскую программу Рассела, но в ряде пунктов он вынужден существенно отойти от эмпиризма, в частности отказаться от осн. понятия эмпирич. философии – понятия О. Вопрос о том, какова должна быть структура языка науки – будет ли это вещный язык или же язык чувственных данных, решается путем свободного выбора, подчеркивает Карнап (см. "Значение и необходимость", М., 1959, с. 301–02).

Эмпирич. концепция О. приводила к абсурдным следствиям, заставлявшим отрицать само понятие О. и по др. линии. Еще Локк обратил внимание на то, что познающему субъекту непосредственно в О. дан не только мир внешних ему предметов, но и факт переживания субъектом самого себя как чего-то внутреннего, отличного от внешнего объекта. Последний факт Локк назвал "внутренним" О., в отличие ог "внешнего" О. – познания предметной действительности. Под влиянием Локка в зап.-европ. философии и психологии сложилась концепция, согласно к-рой во внутр. О. субъект и объект познания полностью" совпадают, сливаются. Такого рода опытное знание является якобы совершенно непосредственным и в то же время совершенно достоверным, т. к. не может быть ничего достовернее знания субъектом своих собств. состояний. Отличие психологии от остальных наук усматривалось в том, что она имеет дело именно с внутр. миром субъекта, исследуя его при помощи интроспекции. Однако развитие интроспективной психологии выявило невозможность достичь сколько-нибудь убедит. результатов на этом пути. Бихевиоризм предложил отказаться от субъективистского изучения "внутр. мира" субъекта и заменить его "объективным" методом изучения внешних реакций организма на окружающие его условия, но реакция на "интроспекционизм" привела бихевиоризм к отказу от понятия О. вообще.

Т.о., развитие категории О. в философии метафизич. эмпиризма привело к ее устранению из логики и гносеологии и признанию ее чисто психологич. значения (Карнап), а эмпирич. психология (бихевиоризм) пришла к отрицанию и психологич. значения О.

Не более успешной была трактовка О. в метафизич. рационализме, для к-рого объективное знание тождественно математике и механике, а познание рассматривается как формальнологич. расчленение готового, данного содержания, заложенного во "врожденных идеях" и не выводимого из О. То, что не укладывается в рамки механико-математич. науки, объявляется субъективным. Опытное знание трактуется как смутное, "имагинативное" и противопоставляется рациональному, ясному, исходящему из интуитивно очевидных истин. Но такое резкое принижение роли О. в познании оказывается в вопиющем противоречии с практикой развития эксперимент. естествознания, в к-ром с несомненностью обнаруживается логич. связь с О. самых абстрактных и непосредственно не данных в О. теоретич. понятий.

Первые шаги к правильному пониманию О. и его роли в познании были сделаны в нем. классич. философии, к-рая исследует познание как развивающийся многоуровневый процесс. При этом высшие уровни, возникая на основе нижележащих, не просто существуют рядом с последними, а взаимодействуют с ними, глубоко перестраивая их организацию. "Существенным для науки является не столько то, что началом служит нечто непосредственное, а то, что все ее целое есть в самом себе круговорот, в котором первое становится также и последним, а последнее также и первым" (Гегель, Соч., т. 5, М., 1937, с. 54).

Диалектич. материализм исходит из последоват. материалистич. сенсуализма, но в то же время подчеркивает, что развитие познания характеризуется не просто выявлением содержания, в готовом виде данного в ощущениях, а включением ощущений в более сложные познават. структуры и как результат – появлением такого познават. содержания, к-рое непосредственно в ощущениях не дано. Познание всегда осуществляется в формах, исторически выработанных человечеством, и прежде всего в определ. формах предметной деятельности и языка, к-рые и определяют характер "видения" мира познающим субъектом, характер логич. расчленения действительности в акте О. Будучи единством непосредственного и опосредованного знания, О. выступает как компонент познания всякий раз, когда происходит включение непосредственно данных ощущений в познават. структуры более высоких уровней: на одном этапе развития познания в качестве О. может выступать восприятие, на другом – восприятие, осмысленное в логич. категориях языка, и т.д. В совр. науч. познании О. выступает по крайней мере в двух различных формах: 1) как осмысление данных ощущения и восприятия в терминах обычного языка или в терминах, определяемых через термины обычного языка, т.е. как эмпирич. знание; 2) как осмысление данных ощущения и восприятия в теоретич. терминах. Что же касается -т.н. "внутр. О.", то он является фикцией: осознание субъектом собств. переживаний, по видимости выступающее как непосредств. восприятие нек-рой "внутренней" данности, в действительности предполагает отнесение этих переживаний к реальному индивиду или к реальным внешним предметам как к их источнику. Непосредств. восприятие себя как "Я" есть результат оценки (часто неосознанной) индивидом себя и своих действий с т. зр. обществ. субъекта, выступающего обычно в виде некоего обобщенного "другого человека" (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 62, прим.).

В обществ. науках термин "О." нередко употребляется как характеристика деятельности общества, класса, социальной группы, отд. человека (О. классовой борьбы, О. решения определ. задач и т.п.). Понятие О. в этом смысле выражает строение и условия реализации того или иного вида, способа деятельности. В обществ. жизни изучение такого О. необходимо для успешного решения социально-политич. и экономич. задач. Специально обобщению О. революц. борьбы посвящены труды классиков марксизма-ленинизма. В жизни отд. человека приобретение и усвоение О. решения задач является одним из осн. механизмов формирования и развития личности. В филос. анализе О. в этом смысле включается в более широкое понятие практики.

Лит.: Локк Д., Опыт о человеч. разуме, [пер. с англ.], М., 1898; Юм Д., Исследование о человеч. разуме, пер. с англ., СПБ, 1904; Кант И., Критика чистого разума, пер. с нем., 2 изд., П., 1915; Рассел Б., Человеч. познание, [пер. с англ.], М., 1957; Xилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965.

В. Лекторский. Москва.


Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2895/%D0%9E%D0%9F%D0%AB%D0%A2

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Игра Угадай слово по подсказке Опыт? - Ответ 154 Одноразовые тапочки для салонов красот

Опыт зуб ум время что это такое Сонник Зубы, к чему снятся Зубы во сне видеть
Опыт зуб ум время что это такое Покрывной зубной протез, что это? Цена, фото
Опыт зуб ум время что это такое Виниры на зубы что это такое? Реставрация
Опыт зуб ум время что это такое Перфорация зуба, корней и каналов
Опыт зуб ум время что это такое Опытное знание Википедия
Ум Википедия «Сонник Пятна приснились, к чему снятся во сне Пятна» Витамины А и Е. Внимание, ОПАСНОСТЬ! Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком Как подготовить кожу к загару?

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ